В День защиты детей, команда «Комиавтотранса» рассказывает когда и как приучать ребёнка самостоятельно пользоваться общественным транспортом.
Родителям на заметку: если ребенку что-то не объяснить, он попросту этого не будет знать. Многие очевидные постулаты, актуальные для взрослых, для детей не такие уж незыблемые. Выход простой – перед тем, как отправить ребенка куда-то без сопровождения родителей, с ним нужно поговорить (возможно неоднократно) о том, какие существуют правила безопасности в транспорте для детей.
Среди них следующие:
1. Нельзя подходить слишком близко к дороге. Становиться на бордюр тоже не рекомендуется, особенно в гололед;
2. Нужно оценивать траекторию движения транспортного средства, следить за его направлением во время снижения скорости и подъезда к остановке;
3. В общественный транспорт заходят, держась за поручень;
4. Если ребенок младше 7 лет, родитель должен держать его за руку. Второй рукой малыш держится за поручень;
5. Нельзя останавливаться возле дверей;
6. Нужно держаться за один из имеющихся поручней, пока не появится возможность присесть;
7. Запрещается высовывать руки и голову из открытых окон транспорта.
Обратите внимание на то, что ребенка можно посадить в общественный транспорт без сопровождения взрослого в случае, если он достиг возраста семи лет. Раньше этого делать не рекомендуется. Заранее подготовьте малыша к такому ответственному процессу
Примерно с 3-4 лет родители должны объяснять детям, как они добираются до определенных мест. Обучение детей правилам безопасности осуществляется с этого же возраста. Ребенок должен четко осознавать, что он вместе с мамой, папой или другим взрослым куда-то едет. Цель этого – попасть в расположенную на большом расстоянии от текущего местоположения точку города, региона, страны в целом.
На коротких маршрутах нужно акцентировать особое внимание. Рассказывайте малышу, почему автобус останавливается. Перечисляйте названия улиц, объясняйте, по какой причине сейчас мы едем по Октябрьскому проспекту, а через пару минут это уже будет проспект Бумажников. Учите различать «лево» и «право», понимать суть поворотов. Дети к шести годам должны четко представлять в воображении самые частые пути следования, ориентируясь по названиям остановок и опознавательным знакам, местам, которые запомнили.
Объясните ребенку основные правила поведения в автобусе и/или троллейбусе. Нехитрая инструкция может выглядеть так:
1. Перед посадкой нужно подождать, пока желающие покинуть транспорт люди выйдут. Для этого освобождается проход;
2. Задерживаться у дверей не нужно – сзади идут люди, и ребенок должен помнить об этом;
3. Нельзя пачкать ногами сидение и другие предметы – ноги держатся всегда под наклоном вниз;
4. В транспорте не едят. Особенно это касается пирожного, мороженого, пирожков и др. Ограничьте потребление напитков – во время поездки можно нанести вред здоровью;
5. Шум – не лучший спутник поездки. Объясните ребенку, что кричать и громко разговаривать нельзя;
6. Оплачивать поездку необходимо без напоминания водителя или кондуктора в течение одной остановки.
7. Необходимо всегда держаться за поручень, чтобы не упасть. Опора должна быть до тех пор, пока транспортное средство не остановится. Тогда можно отпустить поручень, чтобы выйти. Во время выхода рекомендуется тоже держаться;
8. Не забывайте учить малыша вежливо обращаться с другими людьми, уступать место представителям перечисленных выше категорий граждан.
Ребёнок учится законам дороги, прежде всего, на примере взрослых. Пример старших должен способствовать выработке у ребёнка привычки вести себя в транспорте и на дороге безопасно. Не оставайтесь равнодушными к поведению на дороге чужих, не Ваших детей. Быть может, замечание, сделанное Вами ребенку, вовремя протянутая рука помощи предотвратит возможную беду.